Автомобиль в Черногории — это нечто особенное и уж точно несопоставимое с российским отношением к автомобилям. В первую очередь это объясняется, конечно, низкими пошлинами на ввоз б/у-шных иномарок, а также близостью Германии, Италии и Франции. Новый автомобиль в Черногории — это редкость. А вот иномарка 3-7 лет — это уже в порядке вещей. В то же время, относительно невысокий уровень жизни черногорцев не позволяет им особо шиковать, поэтому чаще всего приобретаются автомобили гораздо старше 7 лет, в основном выпуска 90-х или начала 2000-х годов.
Какие автомобили распространены в Черногории
Самые популярные автомобили — Фольксваген Гольф 2 и 3 поколения (кажется, что каждая третья машина — это второй гольф), и всевозможные варианты Рено. Не редкость и итальянские Фиаты, особенно распространен Фиат Стило (Fiat Stilo), который в Италии и некоторых европейских странах используется в качестве городского такси. Также из Италии привозят и редкую в России Альфа-Ромео, но машинка славится своими капризами, поэтому непопулярна. Встречаются и откровенно старые Рено, Фиатов, Фольксвагенов, Опелей и Мерседесов чуть ли не 60-х годов выпуска, причем, их состояние порой поражает — они не только на ходу, но и неплохо себя чувствуют.
Также в ходу и югославское наследие — автомобили Yugo и Zastava. Первая Zastava — это клонированный Фиат, который в СССР выпускался как «горбатый» Запорожец. В дальнейшем путь югославского автопрома походил на путь отечественного завода в Тольятти — преобладало стремление к простоте, рубленым топором формам, высокому клиренсу и крайнему минимализму о всем. А еще черногорцы любят универсалы — их изрядное количество. Универсалы конкурируют с малолитражками, так как дороги в Черногории очень узкие и разъехаться особо негде, к тому же въезды во двор в частном секторе могут быть под очень сильным наклоном и узкими.
Встречаются на дорогах Черногории и выпускники ВАЗа. Чаще всего это короткобазные Нивы, очень популярные особенно в горных районах страны. Чем выше поднимаешься в горы, тем больше на дорогах и во дворах домов Нив. Оно и неудивительно — ведь этот автомобиль не зря до сих пор экспортируется во многие страны мира — конкурентов по соотношению цена/качество у него практически нет. А в некоторых районах Черногории выпадает до 3 метров снега, и мало на чем можно передвигаться. Также бывает попадется в трафике старенькая «семерка» или какой-нибудь представитель «десятого» семейства.
Состояние автомобилей
Состояние авто в Черногории в разы лучше, чем в России. Конечно, связано это с более мягким климатом — в приморских районах снег выпадает не каждую зиму, а в горных — сухо и не применяют химические реагенты. При осмотре даже видавших виды старичков поражаешься тому, насколько они хорошо выглядят. Не последнюю роль играет и чистота на дорогах, да и вообще во всей Черногории — грязь и слякоть — не в этой стране.
Машины, привезенные из Германии и Франции, в 90% случаев находятся в идеальном состоянии — все-таки это автомобильные нации, с хорошими дорогами и относительно высоким уровнем жизни. А вот автомобили из Италии славятся многочисленными поверхностными повреждениями кузова, такие машины покрыты царапинами и сколами. На узких итальянских улочках не принято останавливаться из-за снесенного при встречном разъезде зеркала или оставленной при парковке царапины.
Цены на автомобили в Черногории
Пожалуй, самая приятная для изнуренного российской протекционистской политикой автолюбителя область автомобилизма — ценообразование. Таможенные пошлины на воз автомобилей из стране Европы не превышают в общей сложности 20%. Средняя цена на Фольксваген Гольф 2, находящийся в превосходном по российским меркам состоянии, — от 800 до 1000 евро. За 1200 — 1500 евро можно присмотреть идеальный вариант. Yugo и Zastava на ходу стоят от 200 до 700 евро (700 — в очень хорошем состоянии), отечественные ВАЗы — 500-700 евро, НИВЫ — 1000-1500 евро. 7-10-летняя иномарка среднего класса, привезенная из Германии или Франции, обойдется порядка 3 тысяч евро, а за 4-5 тысяч евро можно присмотреть очень даже свежий автомобиль.